Юра Привет
  На главную iptel-pro

Переход на IP-технологии

 
 
   
IP-телефония, АТС
IP-телефония, АТС

Корпоративная IP-телефония

подробнее о внедрении офисной АТС >

IP-телефония, АТС
  карта сайта
карта
сайта
 
   

Оптимальная стратегия перевода инфраструктуры связи на IP зависит от многих факторов. ИТ-директору необходимо не только учесть текущие потребности компании в телекоммуникациях, но и оценить перспективы развития на ближайшие несколько лет.

Необходимость использования IP-технологий в корпоративных ком­муникациях сегодня уже никем не оспаривается. Проблема состо­ит в том, как оптимально перевес­ти имеющуюся телефонную инфраструктуру на интернет-протокол. Прежде чем давать об­щие рекомендации, посмотрим, что происхо­дит в сегменте корпоративной телефонии в ми­ровом масштабе.

Глобальные тренды

По данным lnfonetics Research, мировой ры­нок корпоративной телефонии вырос в треть­ем квартале 2007 года на 11 % и достиг 2,6 млрд долл. По количеству поставленных линий ли­дируют гибридные УАТС, которые занимают почти 65% рынка, а «чистые» IP-системы уже имеют над традиционными небольшое превос­ходство — 18% против 17%. Успех «гибридов» обусловлен тем, что они обладают всеми досто­инствами традиционных телефонных систем и при этом допускают подключение к сети IP-шлюзов и IP-телефонов, что упрощает мигра­цию на IP и позволяет сохранить ранее сделан­ные инвестиции. Однако если сравнивать ко­личество уже установленных портов, то тради­ционные системы по-прежнему доминируют. В мире на них приходится около половины ли­ний, а на гибридные и «чистые» IP-решения — 40% и 10% соответственно.

Тем не менее, IP уверенно вытесняет теле­фонную «классику». И Россия — не исклю­чение. Здесь, по данным Avaya, соотношение TDM- и IP-портов на реализованном оборудо­вании в 2006 году составило 60 к 40, в то время как в 2005 году пропорции были 70 к 30. Во вто­ром квартале 2007 года, согласно Dell'Oro Group, мировые поставки IP-линий выросли на впечатляющие 30% по сравнению с анало­гичным периодом прошлого года. И это про­изошло во многом благодаря активности за­казчиков из малого бизнеса. Соотношение приобретенных ими IP-линий к общему ко­личеству отгруженных линий корпоративной телефонии — 1 к 4. По оценкам аналитиков, к 2011 году IP-телефонию будут использовать порядка 35 млн. малых фирм против сегодняш­них 11 млн.
Основная тенденция, которой следуют прак­тически все крупнейшие производители сис­тем корпоративной телефонии, — стремление к максимально тесной связи своих продуктов с бизнес-приложениями заказчиков и интегра­ция различных способов коммуникаций в еди­ном решении (концепция унифицированных коммуникаций, Unified Communications, UC). Конечная цель такой конвергенции — сделать работу сотрудников как можно более продук­тивной. С помощью коммуникаций нового по­коления, основанных на протоколе S1P, можно выбирать наиболее предпочтительный способ связи с сотрудником — голос, электронная поч­та, мгновенное сообщение и проч. Возможна настройка различных сценариев маршрути­зации вызовов в зависимости от статуса або­нента (начальник, коллега, заказчик и проч.). Наметилась и тенденция к интеграции корпо­ративной телефонии с мобильными термина­лами, а проводные IP-телефоны становятся все более интеллектуальными. В частности, все большая их доля оснащается видеокамерами для проведения видео-конференц-связи.

 

От железа к софту

Основной критерий при выборе поставщи­ка решения — это его репутация. Лидеры рын­ка хорошо известны. Однако известные произ­водители предлагают принципиально разные подходы к организации корпоративной IP-сети, каждый из которых имеет свои преимущес­тва и недостатки. Существует два основных способа мигра­ции на IP-системы, но зарож­дается и третий. Наиболее ра­дикальный путь предлагает ком­пания Cisco — кардинальная за­мена традиционных телефон­ных сетей «чистыми» IP-сетями. Основные преимущества такого перехода — полная информаци­онно-коммуникационная инф­раструктура «под ключ», избав­ление от «зоопарка» из решений множества поставщиков, воз­можность построения собствен­ных приложений с целью реали­зации необходимых и уникаль ных функций. Основные недостатки: относи­тельно высокие начальные вложения и потеря ранее сделанных инвестиций в традиционную телефонную инфраструктуру.
Avaya и другие поставщики предлагают аль­тернативный способ — построение гибрид­ных сетей: наращивание на основе сущест­вующей телефонной инфраструктуры допол­нительного функционала, который дает тех­нология VoIP, за счет применения аппарат­ных и программных решений. В пользу такого подхода говорит статистика продаж. По дан­ным Avaya, поставки ее продукта для малого и среднего бизнеса IP Office в России выросли в 2006 финансовом году на 72%, поставив нашу страну на второе место в регионе ЕМЕА после Великобритании, и принесли компании около 10% оборота. В 2007 году в России и СНГ было установлено 120 тыс. портов IP Office — на 20% больше по сравнению с 2006 годом.
Третий подход, который подразумевает раз­вертывание корпоративной IP-сети на базе лишь программных решений, только зарожда­ется. Есть мнения, что лет через 5-10 софтвер­ные продукты управления вызовами полно­стью вытеснят на предприятиях коммуникаци­онное «железо». Если не принимать во внима­ние Skype и аналогичные бесплатные софтвер­ные решения интернет-телефонии, то первым серьезным шагом в этом направлении являет­ся запуск Microsoft программного обеспече­ния Unified Communications, которое объеди­няет корпоративную телефонию и компьютер ное ПО. Решение, в частности, включает в себя Office Communications Server (OCS) 2007, кото­рый пригоден для компаний любого размера, имеет встроенную поддержку SIP-протокола и позволяет совершать звонки из различных приложений Office 2007. Правда, пока этот про­дукт применяться автономно, без связки с вне­шней телефонной станцией посредством шлю­за VoIP, не может. Поэтому чисто программным это решение назвать нельзя. Но это не лишает его основных преимуществ — отсутствие затрат на обучение сотрудников (работать с Microsoft Office и Outlook умеет, наверное, каждый), низкая стоимость базовой лицензии и проч. Основные недостатки — отсутствие кросс-платформенной поддержки и составляющих для реализации инфраструктуры унифициро­ванных коммуникаций, а также не очень высо­кая репутация продуктов Microsoft.
Появляются и универсальные решения, поз­воляющие эффективно использовать различ­ные стратегии при установке, модернизации и развитии корпоративных телефонных систем. Они позволяют сделать технически и экономи­чески обоснованный выбор — переходить ли сразу к «чистым» IP-решениям, остановиться на гибридных или производить постепенную миграцию от традиционной инфраструктуры к «чистым» IP через ряд промежуточных гиб­ридных систем.
 

Доля чистых и конвергентных IP-сетей на мировом рынке телекоммуникаций

 
  

Оптимизация затрат

Сокращение затрат на телефонию, которое ожидают многие заказчики IP-систем, как это не парадоксально звучит, не должно быть клю­чевой целью. Грамотное внедрение инноваци­онных коммуникационных сервисов и их тес­ная интеграция с бизнес-процессами способс­твуют повышению эффективности бизнеса, что в конечном итоге отражается на его ключе­вых показателях. Основная сложность состоит в том, что адекватно разграничить экономичес­кий эффект, полученный благодаря внедрению новых технологий, от влияния других факто­ров (смена топ-менеджера, изменившаяся биз­нес-среда и проч.) бывает весьма затруднитель­но и во многих случаях невозможно. В любом случае пренебрежение дополнительными сер­висами IP-коммуникаций сводит основные их преимущества над традиционной телефо­нией на нет. Эффект от сохранения нумерации при перемещении сотрудников и филиалов, упрощения монтажа и экономии на СКС мо­жет быть легко «съеден» разницей в стоимости оборудования.

Компаниям, которые все-таки решились на перевод своих корпоративных систем на IP, можно дать несколько общих рекомендаций, которые помогут минимизировать их расхо­ды. Во-первых, все затраты можно поделить на единовременные и долгосрочные (эксплуа­тационные), после чего сделать выбор: эконо­мить на стадии закупки или на стадии эксплу­атации. Но лучше рассчитывать затраты за определенный временной интервал — напри­мер за 5 лет. Во-вторых, начинать проект нуж­но с поиска опытного системного интегратора, который проанализирует потребности и теку­щее состояние сети заказчика и предложит оп­тимальное с точки зрения пены и качества ре­шение. Несмотря на то, что услуги интеграто­ра стоят денег, экономить на нем не рекомен­дуется — эта мера минимизирует риск ошибок, которые в будущем аукнутся куда большими потерями.

В-третьих, выбранное оборудование долж­но быть максимально универсальным и много­функциональным. В нем должна быть заложе­на разумная избыточность, а ПО максималь­но адаптировано под специфику бизнеса уже на этапе поставки. В-четвертых, рекомендует­ся использовать системы, позволяющие плавно переходить от станций малого объема и ограни­ченной функциональности к большему объему и расширенному функционалу. В-пятых, жела­тельно выбирать устройства, которые совмес­тимы в рамках одной линейки оборудования. Использование открытых стандартов позволит сделать качественную и недорогую интеграцию с окружением. В-шестых, лучше выбирать ре­шения с простым и понятным интерфейсом, работа с которым не потребует дополнительно­го обучения. И, наконец, в-седьмых, при оцен­ке затрат необходимо учитывать не только сто­имость обслуживания активного оборудова­ния и кабельной инфраструктуры на одного абонента, но и стоимость гарантии и сервиса поставщика.

«Гибриды» vs «чистые»

Как правило, современные системы комму­никаций внедряются в тех компаниях, кото­рые исповедуют новаторский подход к биз­несу и достаточно четко представляют себе, в чем будет заключаться эффект от внедрения новых сервисов. Слепое следование моде на IP приведет к тому, что инвестиции, сделанные в системы IP РВХ, которые, как правило, за­метно дороже гибридных решений, лягут мер­твым грузом и вызовут недовольство акционе­ров. Для справки: удельная стоимость «гибри­дов» начинается от 100 долл. за порт и возрас­тает с увеличением IP-составляюшей, а цена IP-PBX — от 300 долл. Также необходимо пом­нить, что «чистые» IP-PBX имеют ограничен­ные возможности в части поддержки традици­онной телефонии, инсталлированная база ко­торой в России и во всем мире все еще сущест­венно преобладает.

Очень большое значение при выборе систе­мы имеет наличие или отсутствие телекомму­никационной инфраструктуры, ее состояние. Компании, которая только выходит на рынок и еще не сделала вложений в оборудование, имеет смысл приобрести «чистое» IP-решение, которое на сегодня является самым прогрес­сивным и вряд ли сильно устареет в течение ближайших лет. Такая стратегия может быть приемлема и в случае замены морально и тех­нически устаревшего оборудования, и в случае, когда выбранное решение становится свое­го рода функциональным расширением име­ющейся сети передачи данных за счет продук­тов от того же поставщика. При этом упроща­ется решение вопросов инсталляции, обучения эксплуатационного персонала, технической и консультационной поддержки, последующей модернизации и проч. Для экономии средств можно использовать не аппаратные, а програм­мные IP-телефоны (софтфоны). Компаниям, которые уже имеют развитую телефонную инф­раструктуру и не удовлетворены функциональ­ностью традиционных систем, стоит подумать о гибридных решениях. Последние позволя­ют во многом сохранить имеющуюся аппарат­но-программную базу, привычную по функци­ональности корпоративную среду, обеспечить плавный переход к новым технологиям и пос­тепенное изменение функционального сервиса в требуемом направлении.

И самое главное — не следует забывать о перспективах. Ориентация только на сию­минутную выгоду, выражающуюся в стоимос­ти проекта и некоем базовом наборе серви­сов, вряд ли приведет к успеху. Выбор должен делаться с прицелом на дальнейшее развитие компании, ее возможное расширение (в том числе и в другие регионы), увеличение спек­тра необходимых коммуникационных серви­сов и с учетом будущих затрат на эксплуатацию оборудования

Впрочем, есть и альтернативное решение. Можно избавиться от головной боли, связан­ной с корпоративными коммуникациями, и пе­ренести заботы на профессиональную структу­ру — провайдера, то есть воспользоваться ус­лугой IP Centrex. Она включает в себя полную поддержку функциональности систем корпо­ративной телефонии и избавляет заказчика от необходимости покупать дорогостоящее те­лекоммуникационное оборудование и содер­жать в своем штате обслуживающих его инже­неров. Конечно, заказчику придется платить за услугу IP Centrex, поэтому выбор такой схе­мы аутсорсинга также требует детального обос­нования в каждом конкретном случае.

 

консультация
специалиста

специальное
предложение:
Avaya IP Office
500

скачайте
интересные
материалы и
презентации

 
 
вверх  
 
 
Форум ITmen